Симуляторы позволяют имитировать практически любое состояние пациента, с их помощью моделируют работу отдельных органов и организма в целом, а врачи могут не только оттачивать собственное профессиональное мастерство, но и развивать навыки командной работы, взаимодействуя с коллегами.
Ключевые слова: моделирование клинических ситуаций, НМО, робот-симулятор, Симулятор, симуляционное обучение, симуляционный центр СЗГМУ им. И.И. Мечникова
Лопатин З.В. Симуляционное обучение — исключительные возможности для повышения квалификации медицинских работников // Вестник терапевта: сетевое издание. 2018. № 7 (31). URL: httpss://journal.therapy.school/statyi/simuljacionnoe-obuchenie-iskljuchitelnye-vozmozhnosti-dlja-povyshenija-kvalifikacii-medicinskih-rabotnikov/ (дата обращения: дд.мм.гггг).
Захар Вадимович Лопатин — начальник аттестационно-обучающего симуляционного центра, ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова» Минздрава России. 191015, Санкт-Петербург, 191015, ул. Кирочная, д. 41. E-mail: zakhar.lopatin@szgmu.ru
На вопросы журнала «Вестник терапевта» отвечает Захар Вадимович Лопатин — начальник аттестационно-обучающего симуляционного центра, ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова» Минздрава России
Областью научных интересов З.В. Лопатина являются инновационные методы обучения, симуляционные технологии в медицине, менеджмент симуляционного центра, объективизация методов оценки навыков обучающихся
— Захар Вадимович, в каком направлении, по Вашему мнению, будут развиваться технологии симуляционного обучения в России?
— Сегодня симуляционное обучение в России — это широко используемый подход к медицинскому образованию, который поддерживается государством. Так, в связи с изменением образовательных стандартов специалитета и ординатуры симуляционные курсы появились в учебных планах. Сейчас отмечается тенденция к практикоориентированности в учебном процессе, и в этом отношении исключительные возможности для повышения квалификации медицинских работников предоставляет симуляционное обучение. Симуляторы позволяют имитировать практически любое состояние пациента, с их помощью моделируют работу отдельных органов и организма в целом, а врачи могут не только оттачивать собственное профессиональное мастерство, но и развивать навыки командной работы, взаимодействуя с коллегами.
Если говорить о направлении эволюции симуляционного обучения, то очевиден курс на развитие коммуникативных умений врача. Например, в этом году на первичной аккредитации по специальности «Лечебное дело» симуляционный центр нашего университета принял участие в пилотном проекте по навыкам общения с пациентом. Очевидно, что этот навык крайне важен для врача, и его планируется включить в аккредитацию выпускников ординатуры.
— Как на развитие симуляционного обучения повлияли изменения в системе последипломного медицинского образования?
— В системе непрерывного медицинского образования (НМО) предлагается индивидуальный подход к образованию: врач выбирает цикл по тому практическому направлению, которое ему необходимо усовершенствовать для успешного осуществления профессиональной деятельности. Именно система НМО расширила возможности симуляционного обучения — введены короткие практикоориентированные курсы, позволяющие с минимальным отрывом от работы повысить квалификацию в конкретной области медицинской деятельности. Возможности современного оборудования позволяют включать симуляционный компонент в занятия и тренинги практически по любой специальности.
— Какие учебные курсы для врачей первичного звена предусмотрены в Вашем центре?
— На базе симуляционного центра Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова занимаются как врачи общей практики, терапевты, так и врачи узкого профиля, работающие в амбулаторно-поликлиническом звене. Занятия проводятся в рамках циклов повышения квалификации и могут быть аккредитованы в системе НМО. Врачи общей практики, терапевты, гастроэнтерологи, кардиологи отрабатывают навыки пальпации различных патологий органов брюшной полости, изучают пороки сердца, проводят диагностику заболеваний бронхолегочной системы на манекенах с использованием кейс-заданий. Помимо перечисленных занятий, врачи общей практики отрабатывают навыки офтальмоскопии, отоскопии. Для специалистов любого профиля проводятся курсы Европейского совета по реанимации (по базовой сердечно-легочной реанимации) с использованием автоматического наружного дефибриллятора.
— Есть ли в России симуляционные технологии, аналогов которых не существует в мире, и какие из зарубежных идей хотелось бы реализовать в отечественной системе симуляционного обучения?
— Симуляционные технологии в медицине как вид образовательной деятельности появились в 1960-х годах, и с того времени накопился большой опыт использования манекенов и тренажеров. В России данное направление активно стало развиваться с 2012 года, когда был проведен Первый съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине «РОСОМЕД-2012». Большинство подходов к обучению были заимствованы из мировой практики и успешно адаптированы к реалиям российского здравоохранения. В последние годы появились отечественные разработки симуляционных моделей, качество которых не уступает зарубежным аналогам.
Специалисты нашего центра участвуют в разработке и апробации оборудования, которое успешно выставляется на международных площадках. Например, недавно одна из таких разработок — симулятор для отработки навыков пальпации органов брюшной полости — была представлена на медицинской выставке, прошедшей в рамках 24-й международной научно-практической конференции SESAM в июне 2018 года в городе Бильбао (Испания).
Сегодня симуляционное обучение — это не просто использование тренажеров, а комплексное моделирование клинических ситуаций с привлечением преподавателей, специалистов, технических сотрудников и стандартизованных пациентов. Безусловно, мы сделали большой шаг в подготовке высококвалифицированных врачей и продолжаем совершенствоваться в данном направлении.
Специально для журнала «Вестник терапевта»
Марунов Д.В., Козлов А.М.
Предыдущая статья
Обучение базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) затрагивает широкий круг специальностей как в ра...
Следующая статья
...
Сайт журнала «Вестник терапевта» содержит материалы, предназначенные для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.