Где лучше обучать студентов. Разговор продолжается…
В статье, опубликованной в «Медицинской газете» №90 от 30.11.16, ее автор — Рудольф Артамонов — профессор, известный врач и публицист, один из немногих в стране так ярко и высокопрофессионально рассуждает о полярных направлениях развитии медицинской науки. В очередной раз им поднят на страницах «МГ» очень серьёзный разговор о враче общей практики в поликлинике.
Ключевые слова: одной строкой, стандарты медицинских
Аркадий ВЁРТКИН — заведующий кафедрой терапии, клинической фармакологии и скорой медицинского помощи МГМСУ им. А.И.Евдокимова, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Итак, не более чем через год выпускники медвузов займут вакантные должности врача первичного звена, окунувшись в совершенно иной мир, где должна царить высокая ответственность за судьбы тысяч людей, где ежедневно в условиях дефицита времени, страховой медицины (уже даже шутка новая появилась: в новой редакции клятва Гиппократа начинается со слов: «Только при наличии страхового полиса») и документооборота необходимо понять и вникнуть в причину обращения больного, оценить общее состояние, поставить полноценный диагноз (а не в виде тезисов его изложить), определить риски осложнений, выбрать показанное лечение (поскольку «всякое непоказанное лечение — есть противопоказанное») и пр.
Свежеиспечённым специалистам придётся поговорить, что называется, «по душам» с каждым из пациентов. А если «душа» не молода, а страданий — «букет»? А как учиться, у кого и в какое время? «Радует» только одно: проверить трудно, да и службы такой нет. Словом, полёт под куполом цирка без страховки! И что в итоге: разбиться, не дождавшись помощи? Удовольствия мало, а главное — потерять то, ради чего были потрачены годы упорных «тренировок» в университете!
Мне представляется, что термин амбулаторно-поликлиническая служба (к которой все привыкли), столь часто используемый в медицинских кругах, сегодня противопоставляется реальной жизни. Может быть лучше всюду говорить о госпитальной и внегоспитальной службе, не разделяя их? Об этом и писал мой коллега Р.Артамонов, предлагая термин «первичное звено во вторичном». Тогда не будет «бедных» и «богатых», и в приоритетах, наконец, окажется только врач, получивший в равном объеме образование и навыки как поликлинической, так и стационарной работы. Организацию подобного образования достаточно доходчиво поясняет Р.Артамонов. Однако по другому вопросу у Рудольфа Георгиевича иная и более пессимистическая точка зрения. Речь идет об Университетской клиники в поликлинике. Профессор Артамонов считает, что «эта форма нова, и выводы делать рано».
Если говорить не о формальном объединении любого медучреждения с клиникой университета, то следует однозначно утверждать, что эта форма может существовать только при едином понимании цели и задач обоими руководителями (главным врачом и заведующим кафедрой — А.В.). Немаловажным являются их личные взаимоотношения и, конечно, грамотное распределение рабочего времени сотрудников (речь идет только о высокопрофессиональных врачах) клиники и выделения учебных помещений.
Всё, что происходит в лечебном учреждении, включая педагогическую и научную работу, должно проводиться непосредственно с больным. И это не «должно быть скучным, необязательном делом» (цитата Р.Артамонова). Если этого не будет, не будет и университетской клиники, хоть в поликлинике, хоть в стационаре. Вместе с тем, там, где есть все условия, можно творчески развивать даже то, что, на первый взгляд, представляется фантастическим.
К примеру, обучаясь в вузе, студент (завтра — терапевт или врач общей практики поликлиники) привык к утренним конференциям (особенно, если они не носят формальный характер), клинико-анатомическим разборам, консилиумам и пр. И вдруг, все резко поменялось, вместо продолженного образования работа в своем кабинете, как дорога в никуда! А если иначе. Утро, в кабинете у руководителя ключевые замы и доцент университетской клиники. Приглашен один терапевт с тремя амбулаторными картами пациентов, которые были у него накануне.
Опытным наставникам достаточно 2-3 минут, чтобы найти или не найти в амбулаторной карте полноценный диагноз, этапный эпикриз, обоснование терапии и пр. Еще 2-3 вопроса о сложных больных, конфликтных ситуациях, неотложных состояниях, отказов от госпитализации и пр. Затем следуют доброжелательные рекомендации и пожелания к следующей плановой встрече через, условно, 3 недели. А на следующий день— новое действующее лицо и тот же сценарий беседы.
Всего 10 минут (!) времени — и врач свободен. Еще 10 мин на разбор «полетов»: жалобы, лекарственное обеспечение, активы «скорой», стационар на дому… И опять есть возможность оперативно исправить ситуацию, ведь в активе — сотрудники университетской клиники. Уверен, что эти мини-конференции принесут незамедлительно свои плоды и со временем станут формой учебы.
Мне представляется (и здесь я не могу согласиться с Р.Артамоновым), что всякого рода разговоры о возможности не вскрывать умерших должны прекратиться среди врачей. И не только потому, что «должность врача вскрывать умершего, коего лечили», а потому, что великие интернисты прошлых лет начинали свой медицинский путь в прозектуре. Сегодня, наоборот, нивелируется роль аутопсии, основной компонент роста профессионального мастерства, развития клинического мышления, способа борьбы с субъективизмом.
Организатор патологоанатомической службы в нашей стране и создатель научной школы морфологов, академик АМН СССР Ипполит Васильевич Давыдовский полагал, что «патологическая анатомия — это клиническая дисциплина, задача которой состоит в совместном с лечащими врачами выяснении истинной природы страдания и его нозологическая индикация». Все сказано, осталось только отточить искусство речи и убеждения родственников в необходимости вскрытия.
«Непрекращающиеся реформы здравоохранения побуждают искать и совершенствовать подходы в деле подготовки врачебных кадров», — как бы призывает к полемике медицинское сообщество Р.Артамонов. Именно в этой связи я и позволил себе высказать собственные соображения на эту злободневную отраслевую тему.
Предыдущая статья
Люди по-разному реагируют на вещи, которые вызывают стресс. То, что для одного человека является стр...
Следующая статья
...
Сайт журнала «Вестник терапевта» содержит материалы, предназначенные для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.