Предпосылкой создания учебных центров в России было стремление к повышению качества оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе и профессиональной компетентности специалистов экстренных служб посредством внедрения в России принципиально новых образовательных технологий.
Ключевые слова: Бородина М. А., интеграция медицинской техники
Бородина М.А., Попов О.Ю., Бородина В.И. Симуляционные тренинги медицинского персонала — ключ к повышению качества оказания неотложной и экстренной медицинской помощи. Двадцатилетний опыт // Вестник терапевта. 2018. № 6 (30).
Бородина Мария Александровна
— д. м. н., заведующая кафедрой неотложных состояний ФГБОУ ДПО ИПК ФМБА России. 125371, г. Москва, Волоколамское шоссе, 91. E-mail: borodinam2006@yandex.ru.
Попов Олег Юрьевич
— к. м. н., доцент кафедры неотложных состояний ФГБОУ ДПО ИПК ФМБА России. 125371, г. Москва, Волоколамское шоссе, 91. E-mail: opopov@rambler.ru
Бородина Валентина Ивановна
— д. м. н., профессор кафедры неотложных состояний ФГБОУ ДПО ИПК ФМБА России. 125371, г. Москва, Волоколамское шоссе, 91. E-mail: emergency@medprofedu.ru
Первые в России учебные центры неотложных состояний при международном участии открыли свои двери в Москве и Владивостоке в 1995 г. Московский центр (преобразован в 2008 г. в кафедру неотложных состояний ИПК ФМБА России) был создан Федеральным управлением «Медбиоэкстрем» при поддержке Американского международного союза здравоохранения.
Предпосылкой создания учебных центров было стремление к повышению качества оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе и профессиональной компетентности специалистов экстренных служб посредством внедрения в России принципиально новых образовательных технологий.
Одной из поставленных задач при создании учебного центра было обеспечение образовательного процесса передовыми информационными и педагогическими технологиями, позволяющими вести работу со слушателями с максимальной наглядностью и эффективностью, с использованием современных клинических рекомендаций, что было новым для нашей страны.
Двадцать лет назад в России не придерживались западной модели «непрерывного образования длиною в жизнь» (Long Life Learning) [1], но в каждом учебном центре функционировали Центры образовательных ресурсов с доступом к международным индексированным базам медицинских данных.
Предоставленные американскими партнерами первые манекены-симуляторы и, главное, новые технологии позволили разработать и внедрить в Московском центре принципиально новую для последипломного образования систему практикоориентированного обучения. Использование манекенов с компьютерным мониторингом действий обучающихся позволило снизить субъективность оценки преподавателем уровня подготовленности специалиста, что было немаловажно для квалификационного экзамена. Принцип работы в малых группах, в команде, на тематических «рабочих станциях», использование чек-листов, обратной связи при оценке эффективности индивидуальной и командной работы стали первыми шагами к внедрению симуляционного обучения в его современном виде.
С 2000-х годов расширение перечня высокотехнологичного учебного оборудования, партнерство с зарубежными и российскими образовательными организациями, профессиональными ассоциациями, сертификация преподавателей по международно-стандартизованным программам неотложной помощи для провайдеров и инструкторов дали новый толчок модернизации применяемых образовательных технологий на кафедре.
На кафедре неотложных состояний ИПК ФМБА России были разработаны мастер-классы по различным неотложным состояниям, впервые широко продемонстрированные на российских крупных научно-образовательных мероприятиях и медицинских выставках. Новой доброй традицией стало проведение мастер-классов для участников Студенческой Олимпиады профессионального мастерства «Золотой МедСкилл», ежегодно собирающей в Первом МГМУ им И. М. Сеченова тысячи участников из разных вузов страны и из-за рубежа.
В современный период реформирования государственной системы профессионального медицинского образования и введения процедуры аккредитации специалистов от образовательных учреждений требуются уже обязательное применение симуляционных и дистанционных образовательных технологий, а от медперсонала — самостоятельное формирование образовательной траектории в парадигме непрерывного медицинского образования (НМО).
В целях улучшения качества неотложной медицины специалисты кафедры обратилась к опыту сложившейся за рубежом единой этапной системы организации реанимационной помощи, которая включает в себя подготовку по международным аккредитованным программам населения и медицинских работников разного уровня в рамках концепции «Цепочка выживания» [2]. Данная система подготовки создана под эгидой глобальных международных профессиональных объединений, таких как Американская кардиологическая ассоциация (American Heart Association — AHA), Европейский совет по реанимации (European resuscitation Council — ERC), Международный согласительный комитет по реанимации (International Liaison Committee on Resuscitation — ILCOR) и др. Миссия этих организаций заключается в предотвращении смертности, оказании своевременной и современной реанимационной помощи и реализуется, в том числе, с помощью образования, основанного на доказательной медицине. Результаты фундаментальных исследований ложатся в основу регулярно пересматриваемых руководств по реанимации (Guidelines) и комплекса учебно-методических материалов для провайдеров и инструкторов курсов [3].
Новые требования к профессиональным образовательным программам позволили включить международно-стандартизованные курсы в систему последипломного непрерывного медицинского образования в России. Благодаря богатому опыту работы кафедры с зарубежными партнерами ь во все реализуемые образовательные программы были внедрены международные рекомендации по оказанию неотложной и экстренной медицинской помощи взрослым и детям, а также разработаны авторские симуляционные модули для освоения новых профессиональных навыков. Ключевая роль тренингов состоит в совершенствовании междисциплинарного и командного взаимодействия различных специалистов [4].
Безусловно, внедрение полноценной системы обучения медицинского персонала по программам базовой реанимации и автоматической наружной дефибрилляции, по расширенной реанимации у взрослых и детей как элемента допуска к профессиональной деятельности может принципиально изменить уровень оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе, в первичном амбулаторном звене и в стационарах и способствовать приведению в соответствие российской системы образования и здравоохранения с зарубежными стандартами.
1. Скорая медицинская помощь: Национальное руководство. М.: Гэотар-Медиа; 2015. 888 с.
2. Мороз В. В., ред. Рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского совета по реанимации (пересмотр 2015 года). М.; 2016. 524 с. httpss://www.rusnrc.com/—2015- (дата обращения — 26.06.2018).
3. ERC Guideline, 2015. Главы «Базовое поддержание жизнедеятельности» («Basic Life Support); «Расширенный реанимационный комплекс» («Advanced Cardiovascular Life Support»).
4. Руководство Европейского совета по реанимации по базовой сердечно-легочной реанимации и автоматической наружной дефибрилляции. https://practi-man.ru/cpr-rukovodstvo (дата обращения —26.06.2018).
Следующая статья
Одна из актуальных проблем современной медицинской науки — борьба с сердечно-сосудистыми заболевания...
Сайт журнала «Вестник терапевта» содержит материалы, предназначенные для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.