Научно-образовательный инновационный центр (НОИЦ) «Неотложные состояния в педиатрии» учитывает передовой международный опыт в области симуляции и обеспечивает обучающихся современными инновационными технологиями.
Ключевые слова: история успеха
Гаврютина И. В. Симуляционный центр в России — лучший в Европе // Вестник терапевта. 2018. № 7 (31).
И. В. Гаврютина
ФГБОУ ВО РНИМУ имени Н.И. Пирогова Минздрава России
Гаврютина Ирина Валерьевна — к. м. н., доцент кафедры поликлинической и неотложной педиатрии ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России. 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1. Email: montego@mail.ru
В условиях интенсивно увеличивающегося потока новой информации и прогрессивного развития медицинских технологий чрезвычайно актуальной задачей остается качественное последипломное образование врачей. Специалисты должны непрерывно осваивать новые методы диагностики и лечения, получать сведения о современных тенденциях в медицине. В результате обучения и повышения квалификации медицинские работники получают не разрозненную систему знаний, умений и навыков как таковых, а целостный набор ключевых профессиональных компетенций, позволяющих оказывать населению качественную медицинскую помощь, применяя все инновационные интеллектуальные продукты и материально-технические средства [1, 2].
Сегодня эффективным инструментом повышения профессиональной квалификации врачей в области неотложной педиатрии, обучения ординаторов, интернов, студентов является Научно-образовательный инновационный центр (НОИЦ) «Неотложные состояния в педиатрии», созданный в ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации [3].
История центра началась с 2005 г. Заведующий кафедрой поликлинической и неотложной педиатрии ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, профессор Борис Моисеевич Блохин в рамках программы по неотложной педиатрии организовал симуляционный курс, аналога которому не существовало в Европе. В 2008 г. на базе кафедры Б. М. Блохин создал научно-исследовательскую лабораторию «Клиническое моделирование в неотложной педиатрии», в которой разрабатывались интерактивные тренинги с имитационным моделированием, проводились ситуационное обучение и исследования по оценке эффективности различных методов обучения в педиатрии. В 2009 г. Б.М. Блохин организовал и возглавил НОИЦ «Неотложные состояния в педиатрии», годом позже признанный лучшим в Европе [4].
В ходе визитов министра здравоохранения Вероники Игоревны Скворцовой, мэра г. Москвы Сергея Семеновича Собянина, руководителя фракции партии «Справедливая Россия» Сергея Михайловича Миронова были отмечены уникальные разработки инновационного центра по изучению критических состояний в педиатрии.
Снижение детской смертности в настоящее время является одной из приоритетных задач здравоохранения. Как подчеркнул С. М. Миронов: «В центре созданы современные программы по лечению неотложных состояний человека. Действуют два десятка различных курсов для студентов, врачей-практиков, в том числе «Скорой медицинской помощи», МЧС».
НОИЦ «Неотложные состояния в педиатрии» отвечает всем современным международным стандартам качества, отметил в ходе своего визита профессор Роджер Баркин (университет Колорадо, Денвер). «В США симуляционные центры занимают огромные площади, но не обладают таким набором концептуально-методологических основ, как здесь», — сказал он.
Во время посещения НОИЦ «Неотложные состояния в педиатрии» профессором Чамберсом из Университета Небраски, были отмечены индивидуальный подход к обучению врачей, техника проведения дебрифинга, а также внедрение и формирование навыков работы в команде во время оказания экстренной медицинской помощи детям.
Медицинский директор симуляционного центра STRATUS Гарвардской Школы (США) Чарльз Познер отметил высокий уровень проведения симуляционных тренингов, внедрение разработанных в НОИЦ «Неотложные состояния в педиатрии» патентов по оценке качества оказания реанимационной помощи, а также авторскую методику проведения дебрифинга.
В настоящее время в центре разрабатываются и внедряются новые формы методического и нормативного обеспечения учебного процесса, создаются индивидуальная образовательная траектория и система оценки результатов обучения в рамках непрерывного медицинского образования, а также формируются высокотехнологичные стандарты оказания неотложной помощи детям, отвечающие требованиям безопасности при различных ургентных состояниях.
На базе симуляционного центра регулярно проводятся общероссийские и международные конгрессы. Так, Международный конгресс «Актуальные вопросы неотложных состояний у детей и симуляция в педиатрии» проводится с участием представителей России, США, Италии, Испании, Кубы, Мексики и других стран. В рамках конгресса профессора ведущих зарубежных медицинских университетов делятся опытом работы в неотложной педиатрии, особенностями организации медицинской помощи детям в критических состояниях, а также способами повышения качества оказания экстренной помощи при различных ситуациях.
Программа мастер-классов и симуляционных тренингов включает обучение различным практическим навыкам при оказании неотложной помощи детям: способам искусственной вентиляции у детей, кислородотерапии, капнометрии, оптимизации непрямого массажа сердца, лечению травм у детей, работе в команде и др. Мастер-классы проводятся в режиме непрерывной обратной связи с участниками. Каждый курсант выполняет манипуляции под контролем инструкторов и независимых наблюдателей групп.
В рамках Российских национальных конгрессов, таких как «Человек и лекарство», «Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии», «Актуальные проблемы педиатрии», «Актуальные вопросы инфекционной патологии и вакцинопрофилактики» и других, на базе НОИЦ проводится Школа для практикующих врачей по неотложной педиатрии в форме интерактивных и симуляционных секций. Во время тренингов обсуждаются клинические случаи из практики и способы тактических решений поставленных задач на этапе оказания экстренной медицинской помощи. Особый интерес слушателей школы вызывают практические рекомендации в области сердечно-легочной реанимации у детей. Возросла заинтересованность практических врачей в качестве оказания реанимационной медицинской помощи и способах его контроля в условиях ургентной ситуации.
В НОИЦ «Неотложные состояния в педиатрии» РНИМУ им. Н.И. Пирогова обучение студентов, ординаторов, врачей-педиатров, врачей-специалистов, врачей скорой медицинской помощи, спасателей МЧС, сотрудников МВД, противопожарной службы осуществляется по двум основным направлениям: 1) персональное обучение навыкам различных манипуляций с акцентом на специальные медицинские знания и последовательность действий; 2) групповая подготовка всей медицинской бригады с акцентом на человеческий фактор — координация работы в команде и управление ресурсами в кризисных ситуациях.
Для реализации этой программы на базе НОИЦ созданы следующие образовательные проекты:
1. Актуальные проблемы неотложной педиатрии;
2. Вопросы медицины критических состояний у детей;
3. Современные стандарты скорой медицинской помощи.
За время работы симуляционного центра были разработаны и внедрены 2 патента: «Способ контроля качества практической подготовки к оказанию сердечно-легочной реанимации детям в процессе обучения» RU 2523637 C1, «Индивидуализированная система обучения как способ формирования профессиональной компетентности врачей-педиатров» RU 2526945 C1; 5 ноу-хау, 20 медицинских технологий (Росздравнадзор РФ) [5, 6].
Созданные образовательные проекты учитывают передовой международный опыт в области высшего медицинского образования и соответствуют инновационным технологиям, психолого-педагогическим требованиям и нормативным срокам обучения.
Мастер-классы, тематические курсы проводятся с применением инновационных технологий клинического моделирования (симуляции) неотложных состояний у детей. Первоочередная задача данного подхода — координация навыков работы курсантов и студентов в критических ситуациях. Преподаватель, контролирующий процесс диагностики и лечения, находится за пределами реанимационной в отдельной комнате управления, чтобы практикант не отвлекался на процесс симуляции и выполнял только свою работу. Это увеличивает ощущение реальности происходящего. В целом симуляторы приспособлены не только для тренировки мануальных навыков, но и для подготовки к комплексному подходу в лечении детей в критическом состоянии с учетом человеческого фактора.
В созданных протоколах по клиническому моделированию используются различные сценарии, воспроизводящие реальные жизненные ситуации и манипуляции. Диапазон простирается от тренажеров с частичной отработкой задач (катетеризация центральных и периферических вен, интубация трахеи, сердечно-легочная реанимация, вспомогательное дыхание) до сложных компьютерных систем подготовки принятия решений различного уровня компетентности. Симуляторы способны воспроизводить полностью или частично обстановку и состояние имитируемого пациента в критическом состоянии (клиническая смерть, шок, отек легких, сердечно-сосудистая недостаточность) [7].
Теоретическая часть составляет 20% времени обучения, практические упражнения в группах — 80%. Поскольку специальная профессиональная компетенция расценивается как категория результата образования, то после завершения обучения на курсе врач обязан продемонстрировать владение специальными компетенциями в форме познаний и навыков по определенному кругу вопросов, способность объективно оценивать ситуацию и эффективно действовать в профессиональной среде [8].
Созданная система клинического моделирования с успехом может быть использована как в индивидуальной подготовке врачей, так и в условиях команды [9]. При этом студенты и курсанты обучаются решать поставленные задачи, управлять ресурсами в кризисных ситуациях, уверенно действовать в стрессовой ситуации, уметь проявлять качества лидера, взаимодействовать с коллегами.
Более очевидными преимуществами подготовки с помощью системы клинического моделирования неотложных состояний у детей являются: отсутствие риска для пациента, способность воспроизводить редкие ситуации, возможность демонстрировать аналогичные сценарии нескольким курсантам или командам, многократно воспроизводить их. Отсутствие риска для пациента делает возможным имитировать ошибочные действия и повторять процедуры, сопряженные с высоким риском. Программа включает: научно-образовательные модули с комплексной модульной комплектацией и программным обеспечением; информационно-образовательный портал с единым электронным хранилищем данных; телекоммуникационные и симуляционные методы дистанционного обучения.
Инновационным результатом созданной программы, используемой в НОИЦ «Неотложные состояния в педиатрии», являются разработка механизма формирования индивидуальных образовательных и практических навыков у студентов, интернов, ординаторов и врачей различных специальностей в лечении неотложных состояний у детей; создание автоматизированных рабочих мест преподавателя в режиме e-learning по неотложной педиатрии с продуктивным использованием электронного обучения, ситуационного обучения (case-study), где наряду с осмыслением реальной жизненной ситуации предполагается практическое обеспечение выхода из нее с демонстрацией высокого уровня знаний и компетентности обучаемого; более широкие возможности оказания высокотехнологичной медицинской помощи детям с неотложными состояниями.
Симуляционная образовательная программа позволяет моделировать контролируемые, безопасные и приближенные к реальности неотложные состояния. Данная программа дает возможность адаптировать обучение под конкретные задачи и достигать высшей эффективности обучения диагностике. Клиническое моделирование позволяет в реальном времени сформировать навык практической работы врача без последствий для здоровья ребенка [10]. Любая проводимая им манипуляция на симуляторе отображается на состоянии «пациента», помогает научиться предвидеть возможное развитие ургентной клинической ситуации у детей [11].
В новой системе обучения предусмотрена максимальная приближенность к реальным условиям работы врача. Использование разных типов манекенов (манекенов-тренажеров, манекенов-имитаторов пациентов, высокотехнологичных манекенов типа аналогов пациентов) для каждой конкретной задачи обучения позволяет существенно повысить эффективность освоения практических навыков от простых к сложным [12].
Сегодня Научно-образовательный инновационный центр «Неотложные состояния в педиатрии» играет решающую роль в повышении квалификации врачей скорой помощи, неотложной помощи детям, врачей общей практики, а также в практической подготовке врачей-ординаторов, интернов, студентов V и VI курсов [13]. За весь период деятельности центра здесь прошли обучение более 15 000 врачей из разных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Благодаря внедрению и применению инновационного обучения оказанию экстренной медицинской помощи детям с критическими состояниями можно объективно оценивать исходный уровень профессиональной подготовки и компетенции врачей, эффективно способствовать предотвращению ими ошибочных действий в ургентных ситуациях.
1. Кун К. E-Learning — электронное обучение. Информатика и образование. 2006; 10: 16–8. [Kun K. E—Learning —elektronnoe obuchenie. Informatika i obrazovanie. 2006; 10: 16–8. (in Russian)]
2. Жук А. И., Кашель Н. Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения. Минск: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования; 1994. [Zhuk A. I., Kashel‘ N. N. Deyatel‘nostnyi podkhod v povyshenii kvalifikatsii: aktivnye metody obucheniya. Minsk: Institut povysheniya kvalifikatsii i perepodgotovki rukovodyashchikh rabotnikov i spetsialistov obrazovaniya; 1994. (in Russian)]
3. Устав Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (новая редакция), Москва 2016.https://rsmu.ru/fileadmin/rsmu/img/about_rsmu/normativn_documents/ustav/ustav_2016.pdf
4. Stambolija M. Симуляционный центр в России — лучший в Европе. [Stambolija M. Simulyatsionnyi tsentr v Rossii — luchshii v Evrope (in Russian)] https://reepl.ru/index.php?p=MC8xMi8vMTI=&id=658&print=1
5. Блохин Б. М., Гаврютина И. В., Овчаренко Е. Ю., Королев А. В., Королева Ю. В. Патент РФ 2523637 «Способ контроля качества практической подготовки к оказанию сердечно-легочной реанимации детям в процессе обучения», 27.05.2014. [Blokhin B. M., Gavryutina I. V., Ovcharenko E. Yu., Steshin V. Yu., Korolev A. V. Rabota v komande v usloviyakhmeditsiny kriticheskikh sostoyanii. Voprosy prakticheskoi pediatrii. 2013; 1(8): 67–70. (in Russian)]
6. Блохин Б. М., Гаврютина И. В. Новая медицинская технология «Метод инновационного обучения навыкам оказания базисной сердечно-легочной реанимации детям и подросткам», разрешение на применение ФС № 2011/205 выдано от 28 июля 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. [Blokhin B. M., Gavryutina I. V. Novaya meditsinskaya tekhnologiya «Metod innovatsionnogo obucheniya navykam okazaniya bazisnoi serdechno-legochnoi reanimatsii detyam i podrostkam», razreshenie na primenenie FS № 2011/205 vydano ot 28 iyulya 2011 g. Federal’noi sluzhboi po nadzoru v sfere zdravookhraneniya i sotsial’nogo razvitiya. (in Russian)]
7. Блохин Б. М., Гаврютина И. В. Симуляция как инновационный метод обучения неотложной педиатрии. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011; 3(5): 112–9. [Blokhin B. M., Gavryutina I. V. Simulyatsiya kakinnovatsionnyi metod obucheniya neotlozhnoi pediatrii. Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie. 2011; 3(5): 112–9. (in Russian)] httpss://cyberleninka.ru/article/v/simulyatsiya-kak-innovatsionnyy-metod-obucheniya-neotlozhnoy-pediatrii
8. Богачев Р. С. Профессиональные и нравственные аспекты современной подготовки врача. Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Организационные и методические особенности подготовки врачей в новых условиях. Педагогические чтения 2005 г. Смоленск; 2005. [Bogachev R. S. Professional‘nye i nravstvennye aspektysovremennoi podgotovki vracha. Aktual‘nye problemy pedagogiki vysshei meditsinskoi shkoly. Organizatsionnye i metodicheskieosobennosti podgotovki vrachei v novykh usloviyakh. Pedagogicheskie chteniya 2005 g. Smolensk; 2005. (in Russian)]
9. Блохин Б. М., Гаврютина И. В., Овчаренко Е. Ю., Стешин В. Ю., Королев А. В. Работа в команде в условиях медицины критических состояний. Вопросы практической педиатрии. 2013; 1(8): 67–70. [Blokhin B. M., Gavryutina I. V.,Ovcharenko E. Yu., Steshin V. Yu., Korolev A. V. Rabota v komande v usloviyakh meditsiny kriticheskikh sostoyanii. Voprosy prakticheskoi pediatrii. 2013; 1(8): 67–70. (in Russian)]
10. Троицкая Н. Б., Блохин Б. М., Гаврютина И. В., Овчаренко Е. Ю., Стешин В. Ю. Симуляционные технологии в совершенствовании оказания неотложной помощи детям. Кремлевская медицина. 2012; 1: 30–3. [Troitskaya N. B.,Blokhin B. M., Gavryutina I. V., Ovcharenko E. Yu., Steshin V. Yu. Simulyatsionnye tekhnologii v sovershenstvovanii okazaniyaneotlozhnoi pomoshchi detyam. Kremlevskaya meditsina. 2012; 1: 30–3. (in Russian)]
11. Abrahamson S., Denson J. S., Wolf R. M. Effectiveness of a simulator in training anesthesiology residents. Qual Saf Health Care. 2004 Oct; 13(5): 395-7. DOI: 10.1136/qhc.13.5.321
12. Blokhin B., Loayza H., Makrushin I., Steshin V., Korolev A., Kagramanova K., Kopoleva O. Book of abstracts, Second International Paediatric Simulation Symposium and Workshops. Italy; 2009. 37 р.
13. Блохин Б. М., Гаврютина И. В. Внутренняя достоверность в оценке качества сердечно-легочной реанимации. Сборник материалов и тезисов к конгрессу «Актуальные проблемы педиатрии». М.; 2010. [Blokhin B. M., Gavryutina I. V. Vnutrennyaya dostovernost’ v otsenke kachestva serdechno-legochnoi reanimatsii. Sbornik materialov i tezisov k kongressu «Aktual’nye problemy pediatrii». M.; 2010. (in Russian)]
Предыдущая статья
Специально для журнала «Вестник терапевта»
Читать
Следующая статья
Читать
Сайт журнала «Вестник терапевта» содержит материалы, предназначенные для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.